«Лобня: сайт Сергея Сокола»

                         www.sssokol.ru

 

 

7 октября 2015 года

Поступил интересный и заинтересованный вопрос: «Сегодня много разговоров у людей вызывает избрание депутатов по партийным спискам. Получается, что мы голосуем не за конкретных людей, которых знаем, а за названия партий. А эти партии далеко от нас. А мы здесь живем. Также непонятно избрание депутатов по многомандатным округам. Мы не имеем конкретного депутата, начинается футболирование от одного к другому. Как Вы думаете?».

Избрание депутатов по партийным спискам, так же как и избрание по многомандатным округам, - это «элементы справедливости» в избирательном процессе, а точнее, наоборот, несправедливости. Конечно, надо избирать депутатов только по одномандатным округам. Именно такое «правило игры» можно считать наиболее справедливым. Тогда избиратели имеют конкретного депутата, а депутат – конкретный округ, за который он персонально отвечает.

Сегодня же у нас 21 депутат, из них 11 избраны по партийным спискам, а 10 – по пяти двухмандатным большим округам. А они действительно большие. Первый включает Депо, Луговую и Восточный; второй – Красную Поляну и часть центра (третий микрорайон, проезд Шадунца); третий – Букино и часть центра; четвертый – Москвич и часть центра; пятый – Керамзавод и часть центра. То есть центральная часть города «растащена» по кускам, прирезанным к Букино, Москвичу, Керамзаводу и Красной Поляне. По сути, отсутствует привязка, локализация округов в микрорайонах города. И численность этих округов составляет больше десяти тысяч избирателей. Итог по последним выборам 2011 года: по пяти двухмантадным округам не прошел не один учитель или директор школы, врач, работник культуры и спорта, городского хозяйства, активные граждане.

Для кого это модель была «удачной»? Для кандидатов, имеющих за собой большой ресурс (деньги, людские и административные возможности, «раскрученность» в массовом сознании горожан). Почему так случилось? Прежде всего, потому, что на больших округах превалирует опосредованное, а не личностное общение кандидата и избирателей. А отсюда резко возрастает роль денег, административного ресурса, пиар-команд, избирательных технологий.

Но ради справедливости следует отметить, что ситуацию поправило именно наличие в 2011 году партийного списка (11 депутатов были избраны по партийным спискам). Именно партии, все без исключения, дали в Совет депутатов работников образования, здравоохранения, культуры и спорта и тем самым в некотором смысле выправили социальную структуру Совета как представительного органа местного самоуправления.

Некоторые нынешние депутаты неоднократно спрашивали  меня  - ну а зачем вообще бюджетники нужны в Совете? Что они могут? У них что – есть деньги? Люди «под ними», которые могут что-либо сделать? А вот депутаты-предприниматели могут конкретно помочь человеку! Что можно здесь ответить? Я уважаю предпринимателей – ведь именно они, прежде всего, участвуют в  формировании бюджета, но, с одной стороны, власть и капитал не должны сливаться ни на одном из уровней власти (это приводит к дестабилизации любой социальной системы, это аксиома политологии), а с другой стороны, Совет депутатов – это представительный орган, именно «представительный», представляющий все социальные и профессиональные группы, представленные в городе, и отражающий и отстаивающий их интересы. Совет не может и не должен быть «клоном» Торгово-промышленной палаты, которая отражает интересы именно предпринимательского сообщества. Поэтому, на мой взгляд, главное, что требуется от депутата, - не «подачки» и «спонсирование», а честная, твердая позиция по отстаиванию интересов своей социальной и профессиональной группы, в целом интересов города и его жителей.

Я не против благотворительности. Это хорошо. Но это не должно увязываться с получением депутатского мандата. В данном случае это уже «черная» технология, а это недопустимо. И хочется привести здесь слова, сказанные в Евангелии (от Матфея, гл. 6, ст. 2-4) «Смотрите, не творите милостыне вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного». Помните эту мудрость, кого это касается!

Считаю, что на следующих местных выборах нам надо отказаться от многомандатности, как от элемента несправедливости в нашем избирательном процессе. Прежде всего, потому, что нарушается принцип равных возможностей кандидатов, отсутствует конкретность и определенность (избиратель не имеет своего конкретного депутата, а депутат не имеет своего конкретного округа, за который он персонально отвечает), «мутность» голосования (избиратель голосует за нескольких кандидатов, а не за одного, по сути, это не персональное, а рейтинговое голосование), нет нормальных правовых условий для довыборов и отзыва депутатов.

Данный вопрос в компетенции Совета депутатов. Избирательная комиссия города Лобня в ноябре 2013 года вышла с компромиссной нормотворческой инициативой: убрать из существующей в городе избирательной модели многомандатность. Это позволило бы локализировать округа в микрорайонах (их станет десять, а не пять, и они будут в два раза меньше, чем сейчас). Полагаю, что это откроет возможность (увеличит вероятность) попадания в Совет депутатов лидеров микрорайонов, а это, прежде всего, бюджетники, активные граждане нашего города.

Но вот прошло уже почти два года, а эта инициатива так и не выносилась на заседание Совета, «заблокирована» и вопрос «завис». По-видимому, тем, кто сегодня «рулит» в Совете это «не на руку», и считают, что другие депутаты Совета еще «не доросли» до понимания этих вопросов. А жаль. Это политически недальновидно.

Понятно, что предложенная нормотворческая инициатива усиливает политическую конкуренцию на выборах. Не всем это нравится. Не будет легкого, гарантированного «прохода». Но с этим надо смириться, это сегодняшний запрос общества, который выразил наш Президент В.Путин в послании Федеральному Собранию: «Политическая конкуренция – это безусловное благо для страны», «… Убежден, что все это может сделать нашу политическую систему еще более справедливой, открытой и конкурентоспособной. И будет ответом на запрос общества на приток новых лидеров в политику, во власть, людей ярких и независимых».

Выражая свою личную позицию, то я бы пошел дальше, убрал бы не только многомандатность, но и партийные списки. Избирать 21 депутата по 21-му округу. Но здесь слышится: «не тех изберут». А что сегодня избрали только «тех»? Очень сомневаюсь.

Не надо забывать, что источником любой власти является народ, в данном случае – избиратели города Лобня, и кого избирать решать только им, а не кому другому. Поэтому, если выборы будут справедливыми, честными и строго по закону, то что «на зеркало пенять». Значит мы заслуживаем тех депутатов, которых избрали. И к выбору народа надо будет отнестись с должным уважением.

До выборов еще год и эту инициативу можно еще реализовать и сделать городскую избирательную систему более справедливой и адекватной той, которая существует на федеральном и областном уровнях. Но затягивать здесь нельзя. Изменение «правил игры» в избирательном процессе надо принимать заблаговременно, а не делать «сюрпризы» избирателям и потенциальным кандидатам накануне выборов. Это неправильно и нечестно. Все должны быть в равных условиях.

 

Но хватит ли политической воли для этого у нынешнего Совета депутатов? Не знаю. Не уверен. Надо прекрасно понимать, что Россию, всех нас могут погубить не санкции запада и экономические трудности, не агенты влияния и «пятая колонна», а, прежде всего, дефицит справедливости. Там где люди испытывают дефицит справедливости, там обязательно возникает социальная напряженность и конфликты, там падает авторитет власти. Справедливость – высшая ментальная ценность нашего народа. Надеюсь, что следующий Совет будет более конструктивным и созидательным, полнее отражать и защищать интересы своих избирателей, поставит вопрос справедливости в центр своей деятельности.

Меню сайта
Календарь публикаций
«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930